Высшая нервная деятельность человека и ее значение #43

В Высшая нервная деятельность человека является отличительной особенностью высокоорганизованных животных и человека. Высшая нервная деятельность является совокупностью рефлексов которые могут быть как врожденные, так и приобретенные в течение жизни.

Высшая нервная деятельность – определение и состав

Высшая нервная деятельность (ВНД) – совокупность условных рефлексов, которые лежат в основе поведения высокоорганизованных животных и человека и позволяют им лучше приспосабливаться к условиям окружающей среды.

В 1863 г. русский физиолог И.М. Сеченов в работе «Рефлексы головного мозга» рассматривал разнообразные сложные формы поведения и психику с точки зрения рефлекторной теории как проявление одних рефлексов и торможение других. Позже И. П. Павлов создал учение о физиологии ВНД человека и животных.

ВНД – деятельность коры больших полушарий:

  • кора – центральный отдел анализаторов сигналов от органов чувств, в ее зонах происходит формирование различных ощущений;
  • кора – орган психической деятельности человека, обеспечивает сознание, абстрактное мышление, память и речь.
  • кора – орган приобретения и накопления жизненного опыта, в ней замыкаются дуги условных рефлексов.

Классификация и отличия рефлексов

Все рефлексы И.П. Павлов разделил на безусловные и условные. Безусловные рефлексы – врожденные реакции организма, сложившиеся в процессе эволюции и передающиеся по наследству (чихание, сосание, кашель, пищевые, половые и т.д.). Условные рефлексы – рефлексы, приобретаемые в течение жизни на базе безусловных рефлексов под влиянием определенных факторов внешней среды (слюноотделение на свет, слово).

Безусловные рефлексы Условные рефлексы
врожденные, сформированы к моменту рождения приобретенные, образуются в течение всей жизни
являются видовыми(свойственны всем особям данного вида) являются индивидуальными(только у определенных особей вида)
относительно постоянны(стойки и неизменны в течении всей жизни) непостоянны(одни исчезают, другие появляются)
Осуществляются при участии спинного мозга, ствола и подкорковых ядер головного мозга через филогенетически закрепленную рефлекторную дугу осуществляются при обязательном участии коры через временные функциональные связи
являются основой для образования условных рефлексов образуются на основе безусловных рефлексов
обеспечивают жизнедеятельность и оборонительные реакции приспосабливают организм к условиям внешней среды (более совершенная ориентировка в меняющихся условиях)

Образование условных рефлексов

Условные рефлексы образуются на основе безусловных рефлексов. Для их выработки не нужен специфический раздражитель. Для их образования необходимы условия: бодрствующее состояние коры; отсутствие отвлекающих раздражителей; сочетание условного и безусловного раздражителей; действие условного раздражителя должно совпадать с действием безусловного, но несколько предшествовать ему; действие условного раздражителя должно многократно сочетаться с действием безусловного раздражителя.

Опыты Павлова

Опыты И. П. Павлова заключались в следующем:

  1. объект опытов – собаки;
  2. условный раздражитель (безразличный для жизнедеятельности) – свет;
  3. безусловный раздражитель (важный для жизнедеятельности) – пища;
  4. безусловный рефлекс – выделение слюны при попадании пищи в ротовую полость;
  5. цель опытов – выработать условный рефлекс (выделение слюны на включение света).

При действии условного раздражителя (свет) возникает ориентировочный рефлекс (рефлекс «что такое?»): возбуждаются фоторецепторы сетчатки глаза и в них образуются нервные импульсы, которые по центростремительным (чувствительным) нервным волокнам достигают затылочной доли коры больших полушарий, где находится центральный отцел зрительного анализатора. Возникает очаг возбуждения № 1 – собака ждет, что последует дальше.

При действии безусловного раздражителя (попадание пищи в ротовую полость) проявляется безусловный рефлекс: возбуждаются вкусовые рецепторы и в них образуются нервные импульсы, которые по центростремительным (чувствительным) нервным волокнам достигают височной доли коры больших полушарий, где находится центральный отдел вкусового анализатора. Возникает сильный очаг возбуждения № 2. От него импульсы достигают продолговатого мозга, где находится центр слюноотделения, и активируют его. От этого центра импульсы по центробежным (двигательным) нервным волокнам достигают слюнных желез и они выделяют слюну.

После нескольких сочетаний условного и безусловного раздражителей в коре головного мозга возникает временная функциональная связь между очагами возбуждения № 1 и №2 и при многократном повторении она становится прочной. Благодаря такой связи действие только условного раздражителя (без подкрепления безусловным) вызывает возникновение ответной реакции, соответствующей безусловному рефлексу. При включении света возбуждаются фоторецепторы сетчатки глаза и в них образуются нервные импульсы, которые по центростремительным (чувствительным) нервным волокнам достигают затылочной доли коры больших полушарий, где возникает очаг возбуждения № 1. По механизму памяти возникает временная функциональная связь и затем очаг возбуждения № 2. От нёго импульсы достигают продолговатого мозга, где находится центр слюноотделения и активируют его. От этого центра импульсы по центробежным (двигательным) нервным волокнам достигают слюнных желез и они выделяют слюну.

Образуется условный рефлекс – выделение слюны на включение света. Механизм образования условного рефлекса это установление временной функциональной связи между двумя очагами возбуждения, соответствующими безусловному и условному раздражителям.

Доминанта

Важным средством формирования условно-рефлекторной деятельности является доминанта (наличие в коре больших полушарий головного мозга очага повышенной возбудимости и устойчивого длительного возбуждения, который способен изменять работу (подавлять) одновременно функционирующих рефлексов). Учение о доминанте разработал А. А. Ухтомский в 1923 году.

Динамический стереотип – это относительно устойчивая система осуществления отдельных условных рефлексов (реакции коры больших полушарий головного мозга), основанная на способности головного мозга обеспечить точность и своевременность ответной реакции организма на привычные повторяющиеся в определенной последовательности раздражители. Стереотип может быть изменен, нарушен и вновь восстановлен в зависимости от временной и порядковой организации системы раздражителей.

Привычки человека, распорядок дня являются проявлением стереотипа.

Торможение

Условные рефлексы при смене условий среды могут исчезать в результате торможения. Торможение – процессы, приводящие к ослаблению или прекращению возбуждения в ЦНС. Различают внешнее и внутреннее торможение.

Внешнее торможение проявляется ориентировочной реакцией (рефлекс «что такое?»). Развивается в результате действия нового внешнего относительно сильного раздражителя, который приводит к возникновению нового очага возбуждения в коре. Этот очаг возбуждения вызывает торможение старого. Например, выработанный у животного условный рефлекс (слюноотделение на свет) не проявляется при внезапном шуме. Это торможение развивается быстро.

Внутреннее торможение развивается постепенно. Основное условие его возникновения – это неподкрепление условного раздражителя безусловным (угасание). Например, если выработанный слюноотделительный рефлекс на свет не подкреплять кормлением, то рефлекс начнет угасать и исчезнет (разрушается временная функциональная связь между двумя центрами). Другой вид внутреннего торможения – дифференцировка. Если один из условных раздражителей (удары метронома с частотой 60 раз в минуту) подкреплять безусловным раздражителем, а другой, близкий к нему (удары метронома с частотой 100 раз в минуту), не подкреплять, то условный рефлекс возникает только на подкрепляемый раздражитель.

Существует также запредельное (охранительное) торможение, когда при действии чрезмерно сильного раздражителя в коре возникает не возбуждение, а торможение, охраняющее от гибели нервные клетки.

Сознание

Высшая нервная деятельность является основой психической деятельности (сознания, мышления и др.).

Сознание – высшая функция человеческого мозга, сущность которой заключается в отражении действительности и направленном регулировании взаимоотношений личности с окружающим миром.

Сознание – знание, которое в абстрактной форме может быть передано другим людям. Оно возникло на потребности к общению, передаче знаний. Внутренний мир человека скрыт от внешнего наблюдателя, поэтому передача сведений от одного человека к другому происходит при помощи знаков. Такой знаковой формой общения стала речь. На основе общения возникает сознание.

В понятие сознания включаются познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно пополняет, обогащает свои знания: ощущение и восприятие, память, мышление.

Ощущение

Ощущение – отражение мозгом предметов и явлений при воздействии их на рецепторы органов чувств. В разных зонах мозга происходит переработка и анализ отдельных признаков раздражителя. Эта информация объединяется и в ассоциативных зонах коры происходит комплексная ее оценка, формируются ответные реакции на раздражитель.

Восприятие

Восприятие – отражение в мозге предметов или явлений в целом в те моменты, когда они действуют на органы чувств. Для того чтобы предмет, явление, событие были восприняты, необходимо, чтобы они вызывали ориентировочную реакцию, дали возможность сосредоточиться на нем, привлекли внимание.

Внимание

Внимание – состояние психики, выраженное в сосредоточенности на чем-либо. Чем больше внимание будет привлечено новизной, сложностью, яркостью, необычностью предмета или события, тем больше вероятность того, что это событие или предмет будут восприняты.

Память

Память – накопление, хранение и воспроизведение прошлого опыта. Виды памяти:

  • эмоциональная (сохраняет пережитые человеком чувства) – развита у всех людей;
  • смысловая (запоминание, сохранение и воспроизведение прочитанных, услышанных и произнесенных слов) – развита у актеров, певцов;
  • образная (запоминание зрительных и звуковых образов) – развита у музыкантов, писателей и художников;
  • двигательная (запоминание и воспроизведение движений) – развита у спортсменов, танцоров.

Качественной особенностью памяти является то, что человек способен запоминать не все подробности информации, а общие положения.

Виды памяти в зависимости от времени хранения информации:

  • кратковременная память действует в течение нескольких секунд, что дает возможность сохранить очень небольшой объем информации (2 — 3 предложения);
  • промежуточная память – информация хранится несколько минут или часов. Эта форма памяти запечатлевает важные события, происходившие в последнее время;
  • долговременная память – информация может храниться всю жизнь. Если какое-то событие повторяется много раз, то оно запоминается на более длительный срок (таблица умножения, стихи, песни, собственное имя).

При долговременной памяти в результате длительных повторных циркуляций импульсов в нервных структурах остается прочный «след», лежащий в основе памяти. Память является основой мышления.

Мышление

Мышление – способность человека при помощи слов и образов представить и выразить свое отношение к предметам и явлениям, а также различным состояниям своего организма. Мышление – активный процесс отражения объективного мира. Физиологическим аппаратом мышления являются временные функциональные связи.

Существует 2 вида мышления:

  • словесно-логическое – способность мыслить путем отвлеченных (абстрактных) понятий. Этот вид мышления позволяет устанавливать общие закономерности‚ определяющие развитие природы и общества, самого человека. Благодаря этому виду мышления человеку удается наиболее обобщенно решать мыслительные задачи;
  • наглядно-образное характеризуется тем, что содержание мыслительной задачи основано на образном мышлении. Человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, стремится обобщить различные образы предметов, явлений, событий.

Абстрактное мышление характерно только для человека. Оно позволяет человеку развивать свои способнбсти, науку, создавать культуру; активно преобразовывать окружающую среду и общаться с другими людьми с помощью речи.

Левое полушарие головного мозга обеспечивает словесно-логическое (обрабатывает информацию аналитически и последовательно), а правое – наглядно-образное мышление (обрабатывает информацию одновременно и целостно).

Речь

Речь регулируется левым полушарием головного мозга. Большей частью речевые функции локализованы в височной доле; где находятся зоны, ответственные за обработку звуковой информации, понимание смысла речи. В лобной доле расположены двигательные центры речи, связанные с произношением слов.

Речь выполняет 2 функции: коммуникативную, когда язык слов выступает как средство общения между людьми, и семантическую‚ когда язык слов является средством выражения мыслей, их образования и развития.

В психологии различают 2 вида речи: внешнюю и внутреннюю:

  1. внешняя – это устная (диалогическая и монологическая) и письменная речь;
  2. внутренняя – это разговор человека с самим собой.

Слово и его значение

Совокупность процессов в нервной системе, осуществляющих восприятие информации, анализ ее и формирование ответной реакции организма называют сигнальной системой. Благодаря сигнальной системе происходит связь организма с внешней средой.

У человека и животных существует первая сигнальная система. Центры ее находятся в коре головного мозга. Она воспринимает конкретные раздражители (сигналы) внешнего мира (предметы и явления) и является основой для образования условных рефлексов. Она обеспечивает конкретное мышление

Только у человека существует вторая сигнальная система, в которой условным раздражителем является слово. На основе слова возникает возбуждение, воспринимаемое и перерабатываемое корой переднего мозга. Слова являются сигналами для работы первой сигнальной системы («сигналы сигналов» по И. П. Павлову). Слово как «сигнал сигналов» дает возможность отвлечься от конкретных предметов и явлений, что находит свое выражение в понятиях (понятие «автомобиль» обобщает все возможные виды автомашин). Возникновение второй сигнальной сйстемы связано с коллективным трудом: эта система – средство общения.

У животных также можно выработать условные рефлексы на слова (например, собака выполняет приказы хозяина), но для них слова – это просто звуковые раздражители (смысла слов они не понимают).

Слова и речь обеспечили человеку формирование сознания и мышления.

Сон и его значение

Сон – своеобразное состояние ЦНС‚ характеризующееся выключением сознания, угнетением двигательной активности, обменных процессов, снижением всех видов чувствительности. Во время сна заторможены условные рефлексы и значительно ослаблены безусловные.

Сон – физиологическое явление (глубокое охранительное торможение), предотвращающее переутомление и гибель нервных клеток. Это торможение частично охватывает большие полушария, средний, промежуточный мозг. Во время сна падает активность многих физиологических процессов, но продолжают свою деятельность стволовые отделы, обеспечивающие кровообращение, дыхание и другие процессы.

Сон – сложное циклическое явление. Обычно он состоит из 5 — 6 циклов, закономерно сменяющих друг друга. Каждый цикл состоит из двух фаз: первая – фаза медленного сна и вторая –фаза быстрого сна.

Фаза медленного сна начинается сразу после засыпания. Отмечается урежение дыхания, пульса, снижение температуры тела, расслабление мышц, снижение уровня обменных процессов, характерен высокоамплитудный медленный ритм активности головного мозга. Ведущей является парасимпатическая иннервация. Сновидения неяркие.

В фазу быстрого (парадоксального) сна дыхание становится частым, глубоким, усиливается работа сердца, ускоряются реакции обмена веществ, сокращаются отдельные группы мышц, появляются высокочастотные ритмы активности головного мозга, сходные с ритмами бодрствующего мозга. Ведущей является симпатическая иннервация. Сновидения яркие, реалистичные со зрительными, звуковыми и обонятельными образами. Изучением сновидений посвящены работы З. Фрейда.

Весь цикл длится примерно 1,5 ч. Фаза быстрого сна – 10 — 15 мин, фаза медленного сна – 50 — 70 мин.

К утру продолжительность фазы быстрого сна увеличивается до 20 — 25 мин. У взрослых людей сон продолжается в среднем 7 — 8 ч, у новорожденных – 21 ч. Отмечается суточная периодичность сна и бодрствования: у взрослых – один раз в сутки, у ребенка – несколько раз.

Теории сна

  • теория нервных центров – объясняет чередование бодрствования и сна сменой активности подкорковых центров (передние ядра гипоталамуса – центры сна, задние ядра – центры бодрствования);
  • кортикальная теория – сон наступает в результате распространения по коре торможения. Во время сна нейроны многих зон (зрительной, моторной и др.) находятся в состоянии особой активности, т. е. во время сна нет полного торможения корковой активности. Предполагают, что во время сна (фаза быстрого сна) в головном мозге происходит обработка поступившей за день информации, перераспределение ее, запоминание.

Лишение человека сна приводит к расстройствам памяти и может вызвать психические заболевания.

Человек как личность

Личность и ее направленности

Индивид – это отдельный человек, личность, совокупность свойств и особенностей каждого человека, отличающих его от других людей.

Личность – это индивид, который имеет активную жизненную позицию, принимает осознанные решения и несет за них ответственность‚ управляет своим развитием и поведением. Личность характеризуется активностью (стремлением выходить за собственные пределы, расширять сферу своей деятельности и др.).

Направленность личности – это система побуждений (интересов, убеждений, идеалов, вкусов и т. д.), в которых проявляют себя потребности человека, определяющие его сознание и поведение. Возникшие потребности побуждают личность к активному поиску путей их удовлетворения, становятся внутренними направляющими его деятельности – мотивами.

Потребности, которые отражают нужды нашего организма (в пище, воде, продолжении рода), называются органическими (они есть и у животных). Потребности, связанные с нуждами развития личности, – духовными.

Потребности лежат в основе интересов. Мы интересуемся предметами и явлениями жизни, которые привлекают к себе внимание, мы думаем о них, стремимся к ним. Интерес заставляет действовать в определенном направлении, выступает в качестве мотива.

Самосознание личности

Самосознание личности – образ себя, выступающий как установка по отношению к самому себе. Самосознание включает в себя следующие компоненты:

  • когнитивный – образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т. д.;
  • эмоциональный – самоуважение, себялюбие, самоуничижение и т. д.;
  • оценочно-волевой – стремление повысить самооценку, завоевать уважение.

Развитие личности в процессе вхождения индивида в новую социальную среду проходит 3 фазы становления:

  • адаптация – усвоение действующих ценностей и норм и овладение соответствующими средствами и формами деятельности (т.е. уподобление индивида другим членам той же общности). На последнем этапе этой фазы у человека формируется способность выделять главное и второстепенное;
  • индивидуализация – стремление к максимальной персонализации: мобилизуются все ресурсы‚ чтобы утвердить себя в обществе в качестве достойного и уважаемого всеми члена. Осуществление этой фазы невозможно без самоактуализации и творчества.
  • интеграция – если новое вносимое человеком в деятельность группы принимается, и статус его в ней повышается.

Если новое вносимое личностью не принимается обществом и статус его в ней понижается, происходит дезинтеграция и изоляция личности. Если же личность не предпринимает никаких попыток для своего становления, наступает ее деградация.

Самоактуализация и творчество

Самоактуализация – главный стимул развития личности, стремление человека к возможно более полному проявпению и развитию своих личностных возможностей.

Творчество – деятельность‚ которая дает новые, впервые создаваемые оригинальные продукты (открытие новых закономерностей в науке, изобретение новой техники, создание произведений искусства и т. д.);

Индивидуальность и психологический возраст

Индивидуальность – это сочетание особенностей индивида, которые делают его отличным от других людей и проявляются в своеобразии психики, темперамента и характера. Интеллект – это способность мышления, познания, умение ставить проблемы и решать их.

Психологический возраст – определенная качественная ступень развития индивидуума, характеризующаяся анатомо-физиологическими изменениями сознания.

Этапы психического развития:

  1. новорожденный – первые-10 суток;
  2. младенческий – до 1 года;
  3. преддошкольный (ясельный) – 1 — 3 года;
  4. дошкольный – 3 — 6 лет;
  5. младший школьный – 6 — 11 лет;
  6. подростковый – 11 — 16 лет;
  7. первый период юности – 16 — 17 лет;
  8. второй период юности – 17 — 22 года;
  9. первый период зрелости – 22 — 35 лет;
  10. второй период зрелости – 35 — 60 лет;
  11. пожилой возраст – 60 — 75 лет;
  12. старческий возраст – 75 — 90 лет;
  13. долгожители – более 90 лет.

Психическое развитие происходит неравномерно, и в отдельные периоды наблюдаются наиболее благоприятные условия для развития психики (для развития речи важны преддошкольный и дошкольный периоды). Сенситивные периоды развития – это возрастные периоды когда условия для формирования определенных свойств психики наиболее благоприятны.

Оставьте комментарий